Локальные акты

« Назад

Образовательная программа  08.06.2014 11:14

                                                                                            «Утверждаю»

                                                                     Заведующая МБДОУ

                                                                         «Детский сад п. Дукат»

                                                                              общеразвивающего вида

___________ Т.Н. Подтележникова

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МБДОУ «Детский сад п. Дукат»

 

 

 

 

 

 

 

Принята на заседании педагогического совета

                                                                                                                     протокол №              

«       »               2012

 

 

«Согласовано»

Управлением образования администрации Омсукчанского района

«       »               2012

                         

 

2012 г.

 

 

 

 

Содержание образовательной программы

 

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи образовательной программы

2.1   . Ранний возраст

2.2   . Младший дошкольный возраст

2.3   . Старший дошкольный возраст

 

  1. Тематика образовательных проектов

              3.1.Общие положения

 

  1. Примерное содержание и формы работы. Общие положения

4.1. Ранний возраст

4.2. Младший дошкольный возраст

4.3. Старший дошкольный возраст

 

  1. Система оздоровления
  2. Взаимодействие с социальными институтами детства
  3. Взаимодействие с семьями
  4. Ожидаемый результат
  5. Система мониторинга
  6. Условия реализации образовательной программы. Общие условия

10.1. Кадровое обеспечение

10.2. Финансово-экономические условия, в том числе условия оплаты

труда педагогов

10.3. Материально-техническое обеспечение, в том числе современные образовательные информационные технологии

10.4. Учебно-методическое обеспечение

  1.   Изменения в Основной общеобразовательной программе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

Образовательная программа МБДОУ «Детский сад п. Дукат» общеразвивающего вида»  (далее Программа) разработана во исполнение и в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТОП).

Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной Программы являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (Принципы государственной политики в сфере образования ст. 2; п. 2.1., 2.2., 2.3, 2.4, 2.5; Общие требования к содержанию образования ст. 14; Требования к охране жизни и здоровья воспитанников ст. 51; Права и обязанности родителей (законных представителей) ст. 52; Права работников образовательных учреждений ст. 55);
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 2562 от 27 октября  2011 г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003);
  • Федеральные Государственные Образовательные стандарты начального общего образования (Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 № 373);
  • Свидетельство об аккредитации ДОУ;
  • Лицензия на ведение образовательной деятельности.

 

Программа обеспечивает разностороннее комплексное развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому с учетом интересов и потребностей семей воспитанников, а также с учетом сложившихся в МБДОУ физкультурно-оздоровительных и культурно-образовательных традиций.

Программа направлена на охрану жизни, физического и психологического здоровья воспитанников, развитие индивидуальных склонностей и способностей, удовлетворение потребности детей раннего и дошкольного возраста в активном движении, достижение воспитанниками готовности к школе.

Основной общеобразовательной программой является:

Примерная  основная общеобразовательная  программа  дошкольного образования « От рождения до школы» под ред.  Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой,   «Мозаика-Синтез»,   2011 год.

Образовательная Программа ДОУ служит дополнением к Основной общеобразовательной программе и обеспечивает углубленную работу по приоритетному направлению физкультурно-оздоровительного, интеллектуально-личностного направлений развития воспитанников.

Неотъемлемой частью Программы является комплексно-тематические проекты познавательно-речевой, социально-личностной,  художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной  направленности.

Материалы дают представление о содержании, формах и возможных результатах проектной деятельности, являются ориентиром для взрослых участников (педагогов, родителей). 

 

2. Цели и задачи образовательной программы

 

Общие цели

Программа призвана обеспечить воспитание у дошкольников познавательной активности, привычки к здоровому активному образу жизни, формирование основ готовности самостоятельно учиться в течение всей жизни (навыков непрерывного образования) через предоставление им возможности влиять на содержание, технологии и отдельные элементы образовательного процесса (НОИ «Наша новая школа»).

Целью Программы является развитие у воспитанников основ ключевых компетентностей (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей), признаками  приобретения и проявления которых признается наличие у детей таких личностных качеств, как инициативность, активность, самостоятельность в решении бытовых, образовательных, поисково-практических, игровых и иных, сообразных дошкольному детству и культурно-образовательным традициям ДОУ, видов деятельности.

Центральной стратегической целью Программы, определяющей  выбор содержания и основных форм работы с детьми, является становление и развитие у воспитанников информационной и коммуникативной компетентностей – умения использовать различные источники информации для ответа на свои вопросы; умения понимать речь других людей и стремления сделать свою речь понятной для других (для детей) и умения организовывать совместную и самостоятельную поисково-практическую, исследовательскую деятельность, поддерживать стремление детей обмениваться знаниями, впечатлениями (для взрослых).

Программа строится на интегрированном решении целей и задач образовательных областей «Познание», «Коммуникация». Цели и задачи образовательных областей «Здоровье», «Физическое развитие», «Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», решаются внутри и в рамках образовательных областей «Познание», «Коммуникация».

Цель образовательной области «Познание»: развитие познавательных интересов, поисково-практической активности и умелости.

Задачи:

– развитие познавательно-исследовательских действий через поиск, систематизацию, обобщение информации по интересующим темам;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Цель образовательной области «Коммуникация»: овладение конструктивными способами и средствами общения с окружающими людьми.

Задачи:

– практическое овладение нормами речи, умением выражать свои мысли, желания, планы;

– развитие навыков повествования;

– развитие навыков предчтения и чтения, копирования и письма в практикоориентированных видах деятельности.

Цель образовательной области «Здоровье»: охрана здоровья детей и формирование первоначальных представлений о способах сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

– формирование у детей основных представлений о способах сохранения и укрепления физического здоровья;

– развитие навыков элементарного самоконтроля и саморегуляции (забота о чистоте, соразмерности объема отдыха-движения, соответствия одежды погодным условиям и пр.);

– воспитание привычки вести здоровый образ жизни.

Цель образовательной области «Физическое развитие»:формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом, гармоничное физическое развитие.

Задачи:

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом самосовершенствовании;

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– развитие интереса к спорту.

Цель реализации образовательной области «Безопасность»: формирование основ безопасности жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи:

– передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Цель образовательной области «Социализация»:  освоение первоначальных представлений социального характера через включение детей в систему разноуровневых (близкие, дальние взрослые, сверстники, младшие) и разнонаправленных (учебных, игровых, познавательных) социальных отношений.

Задачи:

– развитие игровой деятельности спортивной направленности;

–формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств на основе представлений о здоровье, ОБЖ, спорте и спортивных достижениях.

Цель образовательной области «Чтение художественной литературы»: формирование интереса и потребности в чтении.

Задачи:

– воспитание интереса и потребности в обращении к книге как источнику информации;

– формирование целостной картины мира;

– приобщение к словесному творчеству.

Цель образовательной области  «Художественное творчество»: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

 Задачи:

– развитие навыков творческой продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в практикоориентированных видах деятельности;

 – воспитание эстетического отношения к окружающему миру.

 

 

 

Цели и задачи организации работы с детьми раннего возраста (13 года)

Педагогическая поддержка поисково-практической активности – готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками (вместе или рядом). Развитие пассивного и активного словаря, готовности использовать речь для выражения своих желаний, чувств, обозначения самостоятельных и совместных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Воспитание интереса к разным видам двигательной активности. Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического благополучия.

 

Цели и задачи организации работы  с детьми младшего дошкольного возраста (35)

Содействие дальнейшему развитию поисково-практических действий: расширение арсенала исследовательских действий, способов получения информации, обучение способам фиксирования с помощью знаков, слов, схем своих действий, свойств и признаков предметов, результатов действий.

Развитие инициативы и активности в речевом общении. Формирование первичного опыта рефлексии (самопонимания, самопрезентации). Стимулирование развития различных форм речевого творчества. Развитие двигательных навыков и умений. Воспитание интереса к разным видам двигательной активности. Формирование навыка элементарного саморегулирования активности. Формирование первого опыта участия в спортивной жизни ДОУ. Знакомство с основами безопасности. Приобщение к ценностям здорового образа жизни.

 

Цели и задачи организации работы  с детьми старшего дошкольного возраста (57)

Поддержка развития познавательной инициативы и активности. Содействие формированию целостного образа интересующих детей предметов, явлений, отношений. Развитие навыков рефлексивности.

Развитие двигательных навыков и умений. Развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). Развитие навыков самоорганизации, самопонимания, самопрезентации. Воспитание привычек здорового образа жизни. Приобщение к спортивной жизни района, страны.

 

3. Тематика образовательных проектов

Общие положения

Реализация целей и задач Программы обеспечивается в ходе интегрированных комплексных тематических образовательных проектов познавательно-речевой, социально-личностной и художественно-эстетической направленности, включающих образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическое развитие», «Здоровье», «Безопасность»,  «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественная деятельность» и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Под тематическими образовательными проектами подразумевается такая форма реализации целей, задач и содержания, которая обеспечивает субъектную позицию всех участников, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей. В основе тематического проекта – совместный выбор детей и взрослых (воспитателей, специалистов, родителей, представителей социальных институтов детства) содержания, форм, последовательности, длительности работы.

Основной формой работы и ведущим видом деятельности в рамках проекта является игра.

Комплексность содержания проектной деятельности определяется, с одной стороны, особенностями восприятия мира детьми, с другой стороны, формами, наиболее адекватными выбранной теме. Поэтому комплексность обеспечивается не просто темой, объединяющей различные виды деятельности (т.е. фактический набор академических знаний), но созданием целостного образа, исходящего из коллективного замысла детей и взрослых и формируемого их общими усилиями.

Основным критерием для отбора содержания, форм и, соответственно, результатов проекта,  являются: интересы и потребности детей, предложения родителей воспитанников, сложившиеся климатические и социокультурные условия, учет возрастных возможностей. Данный подход призван обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образовательной работы.

Объем интегрированных комплексно-тематических образовательных проектов познавательно-речевой, социально-личностной, художественно-эстетической и физкультурно – оздоровительной  направленности составляет не более 20 % от времени, предусмотренного на реализацию Основной образовательной программы ДОУ. Расчет времени производится в соответствии с п. 2.1. и п. 2.2. ФГТОП:

80 % от 12 часов = 10 часов

20 % от 10 часов = 2 часа

8 часов на реализацию Основной образовательной программы « От рождения до школы»

2 часа на реализацию образовательной Программы ДОУ

 

В целях обеспечения интеграции и комплексности применяется метод погружения. Программой ДОУ предусматривается  выделение в течение года периодов работы по комплексным тематическим проектам познавательно-речевой, социально-личностной и художественно-эстетической направленности.

246 рабочих дней  (максимально возможное время пребывания ребенка в ДОУ в течение года, изменяющееся в соответствие с нормативом, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты населения)

80% от 246 дней = 196,8 дней

20 % от 196,8 дней = 39,3 дней

Таким образом, общая длительность периодов работы по проектам составляет 39–40 дней. В течение учебного года (01.09–31.05) осуществляются как общесадовые, так и групповые комплексные тематические Проекты познавательно-речевой, физкультурно-оздоровительной, социально-личностной и художественно-эстетической направленности.

Периоды проведения тематических проектов не имеют временной закрепленности.

В ходе ведения проектов педагоги организуют стартовый опрос, призванный уточнить то, что дети уже знают и что хотят узнать; учитывают предложения и пожелания детей и их родителей о содержании и способах работы по проекту.

Составленный взрослыми и детьми план совместных действий по проекту является документом, регулирующим их деятельность в течение всего проекта.

Детям предоставляется право и возможность выбора видов деятельности, в том числе и тех, которые не включены в план проекта.

В течение всего проекта дети получают возможность практиковаться по своему усмотрению (самостоятельно определяя вид, длительность, партнерство, способ и место действия) в выполнении различных видов деятельности, раскрывающих сущность проекта (исключая массовые мероприятия).

Педагоги самостоятельно распределяют содержание  проекта на учебную, совместную и самостоятельную деятельности.

По итогам реализации Программы в логике тематических образовательных проектов методической службой ДОУ и воспитателями формируются «тематические папки», отражающие основные действия детей и взрослых, отражающие основные действия детей и взрослых по проекту.

 

4. Примерное содержание и формы работы в образовательных  проектах

 

Моя семья

Рисование «Моя семья»;

Коллаж «Любимые занятия моей семьи»;

Аппликации «Домашние любимцы»;

Выставка фотографий;

Оформление альбома «Моя семья»;

Изготовление рамочек для семейных фотографий;

Создание чертежей, конструирование домов для семьи;

Конкурс плакатов «Мойдодыр»;

Подготовка фотоотчета;

Подготовка атрибутов для игр «Больница», «Аптека»

 

Составление таблиц «Моя семья» и подсчет, сколько в ней человек;

Создание схем, моделей «моя комната», «улица, на которой я живу»;

Классификация «малыши», «взрослые», «пожилые люди», «люди разных профессий»;

Измерение и сравнение роста, веса членов семьи;

Создание таблиц «Полезно. Вредно»; «Что я люблю»

 

 

Обсуждение «Что такое «семья»;

Составление рассказов «Моя семья», «Кем я хочу быть»;

Обсуждение правил поведения в семье, обязанностей;

Составление книжек-малышек «Профессии»;

Создание альбома «Все работы хороши»;

Копирование «вежливых слов»;

Написание пожеланий, приглашений, объявлений;

Проведение интервью с родителями «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

Оформление стендов «Наши домашние питомцы»;

Чтение:

К.Чуковский «Мойдодыр»,

«Федорино горе»

Изучение книг «Полезное питание»;

Рассматривание книг, посвященных ЗОЖ;

Создание книги рецептов здоровья;

Приготовление витаминных блюд;

Игры «Дочки-матери»;

Дидактические игры «Кому что нужно для работы»;

Встречи с интересными людьми (увлечения, профессии);

Приглашение в гости бабушек и дедушек;

Приглашение в гости братьев и сестер (из других групп, школьников);

Мастерская добрых дел (хозяйственный труд) с элементами исследования

Разучивание стихов, песен о семье;

Подбор информации о разных семьях (состав семьи, семьи разных народов, жилища разных народов)

 

Конференция для родителей «Секреты семейного воспитания»

 

 

 

Природа и человек

Рисовать зверей, птиц, растения;

Сделать коллажи биомов (лес, болото, пустыня и т. д.);

Вылепить из пластилина животных и др.существа;

Сконструировать крупных зверей из коробок (слон, жираф);

Оформить фотовыставку «Домашние питомцы», «Красота вокруг нас»; 

Готовить плакаты «Полезная вода»; «Опасная вода»;

Сделать плакат для акции

 

Вести счет количества нарисованных, вылепленных, сконструированных животных;

Измерять их длину и высоту;

Записать размеры  самых больших и самых маленьких существ на Земле;

Отмерять, взвешивать;

Работать с карточками;

Готовить схемы и модели для работы детей;

Сделать календари  «Моя любимая природа»;

Классифицировать животных (звери, птицы, насекомые; дикие/домашние и пр.), растения (комнатные, дикорастущие), овощи, фрукты и т.д.

Копировать слова по теме;

Составить словарик «Звери», «Птицы», «Растения»;

Составить и записать сказки, рассказы о природе;

Копировать слова;

Сделать книжки-малышки;

Сделать «Большую книгу природы»;

Сделать подписи на плакатах;

Провести опрос «Кому что нравится»;

Провести интервью с родителями «Как вы помогаете природе?»;

Готовить индивидуальные презентации

 

Посетить клуб охраны животных;

Провести сбор средств для клуба охраны животных (акция);

Провести акции «Птичьи гнезда»;

«Посади дерево»;

Готовить задания для детей младших групп; Провести викторину «Что мы знаем о природе» для младших групп; Игру «Что, где, когда» для старших (межгрупповые);

Помогать малышам заботиться об обитателях уголка природы

Изучить информацию в энциклопедиях о динозаврах, зверях, птицах, растениях, рыбах, насекомых и сделать записи в «Большую книгу природы»;

Провести опыты с водой, изучить то, как приспосабливаются животные к среде обитания;

Подобрать иллюстрации, картинки, фотографии;

Вести информационные выпуски «Наши новости о природе»»

Изучить книгу В. Бианки «Лесная газета»

Консультации для родителей

«Учимся заботиться о домашних питомцах»; «Что рассказать детям о природе»;

Вовлечение родителей во все формы работы по проекту

 

 

Мой город

Рисование «Кремль», «русский народный костюм»;

Рисование  на глиняной, пластилиновой дощечке;

Лепка из глины, пластилина;

Изготовление игрушек из ткани, ниток, соломы;

Конструирование; зарисовка конструкций;

Изготовление сувениров и подарков, украшение рамочек для летних фотографий;

Рисование «Путешествие по  поселку»; зарисовки объектов, собранных во время путешествий

Подсчет количества памятников, церквей, соборов, колоколов и т.д.;

Создание макета «Поселок горняков»;

Создание схем: «Мой путь в детский сад», «Мой двор»; Работа с картой

 

Рассказы из опыта;

«Первопроходцы  поселка»;

Копирование слов;

Составление рассказов и сказок;

Выпуск газеты «Новости поселка и нашего детского сада»;

Подготовка подписей к фотографиям, иллюстрациям

Копирование слов по теме, составление «Поселковой  азбуки»;

Оформление стендов «Наши путешествия по Омсукчанскому району»

Путешествие в этнографический музей Омсукчанского района;

Приглашение в гости ветеранов труда района и  передовиков предприятий ;

Рассматривание изображений герба  района и области;

Подбор информации об истории  Магаданской области, Омсукчанского района и поселка Дукат.

Составление плана путешествия и схем маршрутов для каждого участника;

Ознакомление с планом участников (перекрестные группы);

Изучение ОБЖ для туристов;

Решение проблемных ситуаций

Разучивание игр для путешествия;

Подбор игрового оборудования;

Тренировки на выносливость, силу, взаимоподдержку и взаимовыручку

 

Консультация для родителей «Что посмотреть в выходные»

 

 

Для детей раннего возраста

Подбор и демонстрация предметов, соответствующих теме проекта. Действия с предметами, ориентированные на возможности детей. Формирование активного и пассивного словаря по теме проекта.

Участие в спектаклях и других мероприятиях в качестве зрителей.  Посещение старших групп.

Для детей младшего дошкольного возраста

Элементы действий по проектам, ориентированные на интересы и возможности детей.

Совместные мероприятия (межгрупповые, общесадовые).

Для детей старшего дошкольного возраста

Весь комплекс мероприятий по проектам, предусматривающий действия внутри групп; действия смешанных творческих микро-групп; коллективные действия нескольких групп-участниц.

 5. Система оздоровления

Оптимизация режима

  • Создание комфортного режима пребывания в ДОУ.
  • Определение состояния здоровья на основе выписки из медицинской карты, антропометрических данных, анализа первичных навыков по основным движениям, наблюдений за двигательной активностью.
  • Составление тетрадей здоровья для каждой группы детей.

Организация двигательного режима

Утренняя гимнастика, в том числе на улице для старше-подготовительных групп

  • Физкультурные занятия, в том числе на улице.
  • Гимнастика после сна.
  • Динамический час на прогулке.
  • Музыкально-ритмические занятия.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Спортивные праздники и развлечения.
  • Туристические походы.
  • Обеспечение условий для удовлетворения потребности в активном движении в течение всего дня.

Охрана психического здоровья

  • Релаксационная гимнастика (пальчиковые игры, минутки тишины, музыкальные паузы, упражнения, игры).

Профилактика заболеваний

  • Оксолиновая мазь в периоды массовых простудных заболеваний и вирусной инфекции.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Чесночно-луковые процедуры.
  • Ароматизация помещений.
  • Режим проветривания.

Закаливание (с учетом индивидуальных показаний)

  • Воздушные ванны (облегченная одежда в помещениях, одежда, соответствующая сезонным и погодным условиям на улице).
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Хождение босиком по «дорожке здоровья».
  • Обширное умывание.
  • Игры с водой.
  • Полоскание зева охлажденной кипяченой водой.

Лечебно-оздоровительная работа

  • Витаминизированный чай.
  • Массаж.
  • Витаминизация третьего блюда
  • Фитотерапия

 

Работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушение осанки

  • Профилактика плоскостопия
  • Обучение правильной осанке.

Организация работы с семьями

  • Рекомендации родителям по способам оздоровления ребенка в домашних условиях.
  • Вовлечение родителей в совместные занятия физкультурой, туризмом и спортом.

 

Дополнительные  физкультурно-оздоровительные услуги

  • Кружок по ритмической пластике «Ритмическая мозаика».
  • Хоровая студия.

 6. Взаимодействие с социальными институтами детства

Деловые партнерские отношения с социальными институтами детства строятся на основе договоров, направлены на обеспечение комплекса условий для расширения представлений о ближайшем социальном окружении и мире в целом, познавательно-речевого, социально-нравственного и художественно-эстетического развития детей.

Для реализации Программы ДОУ сотрудничает с учреждениями

Учреждение

Совместно решаемые задачи

Формы работы

Детская поликлиника

Мониторинг состояния здоровья; профилактика заболеваний

Осмотр врачом-педиатром;

Обучение медицинского персонала ДОУ;

Консультирование родителей;

Назначения, сопровождение в период после болезни

Поселковая  библиотека

Приобщение детей к культуре чтения

Использование фонда библиотеки;

Посещение тематических выставок;

Участие в конкурсах

ЦРБ Омсукчанского района

Мониторинг физического развития

Консультирование педагогов и родителей о способах профилактики плоскостопия

Школа п. Дукат

Вопросы преемственности

Педагогические консилиумы; посещение тематических художественных выставок

Клуб

Приобщение детей к музыкальному искусству

Участие в  концертах    на праздниках и развлечениях

Центр дополнительного образования

Приобщение детей к драматическому искусству

Просмотр спектаклей

Участие в обрядовых праздниках

7. Взаимодействие с семьями

Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения условий реализации Программы строится на основе паритетных конструктивных взаимодополняющих усилий. Основная цель взаимодействия – охрана жизни и здоровья, содействие своевременному развитию потенциальных возрастных возможностей и индивидуальных способностей ребенка; воспитание привычки к здоровому образу жизни, осознанного отношения к себе и другим людям, окружающему миру; объединений усилий в поиске, осмыслении и использовании в различных видах детской деятельности информации по темам образовательных проектов.  

Родители воспитанников в соответствии с договором имеют право участвовать в любых мероприятиях ДОУ; вносить предложения в содержание, формы деятельности по тематическим проектам; включаться во все виды действий по проектам.

 

8. Планируемые результаты  освоения детьми образовательной Программы (промежуточная и итоговая оценки)

Ожидаемый результат оценивается в соответствии с положениями ФГОТ и достижениями детей в приобретении и проявлении основ ключевых компетентностей.

К концу дошкольного детства (к выпуску из детского сада) ребенок:

– способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к другим людям (взрослому, сверстникам). Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Любознателен, активен.  Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы, любит экспериментировать;

– овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; 

– самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила охраны здоровья, здорового образа жизни;

– интересуется подвижными играми. Способен элементарно регулировать нагрузку (переключаться с активных на более спокойные виды деятельности);

– преимущественно позитивно настроен;

– соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила);

– имеет первичные представления о своих физических возможностях, перспективах и основных условиях роста и физического развития; о спортивной жизни детского сада, города, страны и способах получения информации.

9. Система мониторинга

Результат оценивается, прежде всего, по индивидуальной динамике продвижения каждого ребенка в приобретении и проявлении основ ключевых компетентностей (в данном случае – информационной и коммуникативной, как основных).

Мониторинг проводится на основе фактов, полученных в ходе целенаправленных систематических наблюдений за детьми в различных видах деятельности.

Предмет наблюдения:

  • Инициатива и активность в действиях и общении;
  • Самостоятельность и рациональность в выполнении выбранных действий;
  • Осознанность (рефлексивность) действий ребенка;
  • Общий эмоциональный настрой.

Предмет педагогического мониторинга:

  • Уровень проявления информационной и коммуникативной компетентности у детей группы;
  • Эмоциональный микроклимат в группе;
  • Вовлеченность родителей воспитанников в образовательный процесс.

Предмет медицинского мониторинга:

  • Динамика состояния здоровья;
  • Уровень физического развития детей;
  • Группа здоровья.

Для оценки используются показатели проявления информационной и коммуникативной компетентности журнала «Динамика достижений детей» и карты групп.

Используются принятые уровни оценки.

Для определения уровней достижений воспитанников проводятся мини-консилиумы с привлечением родителей воспитанников.

 

10. Условия реализации Программы

Общие условия

Программа реализуется в условиях активности и солидарной ответственности за деятельность и результаты всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей воспитанников).

 

10.1. Кадровое обеспечение

В реализации тематических проектов принимают участие воспитатели групп, инструктор  по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности, психолог, учитель-логопед.

Прочие сотрудники ДОУ принимают участие в реализации Программы по согласованию.

 

10.2. Финансово-экономические условия, в том числе условия оплаты

труда педагогов

Организационно-педагогическая деятельность по реализации Программы является дополнительной, отражающей приоритетное направление деятельности ДОУ.

Деятельность сотрудников ДОУ регулируется надбавками и системой поощрений на основе Положения об оплате труда работников ДОУ.

Для обеспечения организационно-педагогических условий деятельности руководителями и педагогами предпринимаются специальные целенаправленные дополнительные усилия.

 

10.3. Материально-техническое обеспечение, в том числе современные образовательные информационные технологии

Для реализации Программы ДОУ имеет:

– Спортивный зал

– Музыкальный зал

– Сенсорная комната

– Рекреации для проведения тренировок и игр малой подвижности

– Спортивную площадку

– Комплекты спортивного и игрового оборудования

– Уголки двигательной активности в группах

– Медицинский блок.

По итогам реализации тематического образовательного проекта методической службой ДОУ и воспитателями формируются «тематические папки», отражающие основные действия детей и взрослых.

Методической службой формируются комплекты образовательной «продукции» по темам проектов.

10.4. Учебно-методическое обеспечение программы

Методические пособия по проблеме «Познание»:

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Игры со звучащим словом. – М., 2009.

Гризик Т. Познавательное развитие детей 4–5 лет. – М., 1997.

Дьяченко О. М. Понимаете ли вы своего ребенка? Советы психолога: Кн. для родителей. – М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.

Ерофеева Т. Изучение возможностей интеллектуального развития ребенка в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. – Ростов-на-Дону, 1994.

Ерофеева Т. Изучение подходов к организации вариативного обучения детей дошкольного возраста (на материале обучения математике) // Проблемы дошкольного образования: Материалы научной конференции. – М., 1994.

Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошк. воспитание. – 1996, № 2. С. 17.

Ерофеева Т. Психолого-педагогическое изучение особенностей организации занятий с детьми в условиях вариативного обучения // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. – Шадринск, 1992.

Логика и математика для дошкольников / Автор-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая / (Библиотека программы «Детство»). – СПб.: Акцидент, 1997.

Математика от трех до шести / Сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.: Акцидент, 1996.

Михайлова З. Л. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» / Сост. и ред. Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

Новикова В. П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Новикова В. П. Математика в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Новикова В. П. Математика в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Новикова В. П. Математика в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Новикова В. П., Тихонова Л. И. Воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Владос, 2008.

Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М., 1996.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду / Под ред. З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997.

Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования): Сб. научных трудов / Под ред. Л. А. Венгера. – М., 1980.

Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Познание окружающего мира с детьми 3–7 лет. – М., 2009.

Развивающие занятия с детьми 2–3 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Развивающие занятия с детьми 3–4 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009.

Развивающие занятия с детьми 4–5 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009.

Развивающие занятия с детьми 5–6 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Развивающие занятия с детьми 6–7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет / Под ред. О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991.

 

Методические пособия по проблеме «Коммуникация»

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.

Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных учреждений / Сост. Г. И. Николайчук. – Ровно, 1989.

Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.

Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.

Литература и фантазия / Сост. Л. Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М.: 1987.

Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966.

Скажи по-другому / Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О. С. Ушаковой. – Самара, 1994.

Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.

Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. – М.: Просвещение, 1993.

11. Изменения в Основной общеобразовательной программе

Изменения в основных общеобразовательных программах касаются

  1. 1.      Оптимизации содержания и форм работы с детьми

Обучающие занятия планируются и проводятся в игровой форме.

Детям предоставляется право выбора между участием в занятии или в продолжении начатой самостоятельной игровой, двигательной деятельности, не нарушающей общего порядка.

Обучающие занятия предполагают интеграцию содержания, которая  позволит сократить общий объем содержания, предложенный авторами программы, и выделить время для проектной деятельности.

В качестве дидактического материала для проведения занятий используются также продукты детской деятельности (например, на занятиях по развитию речи используются рисунки детей, по которым следует составить рассказы; на занятиях по формированию элементарных математических представлений для ознакомления с формой, пропорциями, пространственным расположением предметов используются поделки детей из пластилина, конструктора и т.п.).

  1. 2.      Замены содержания, рекомендованного программой

Программа предполагает введение регионального компонента через знакомство с родным городом, с историей, праздниками, традициями и обрядами новгородцев.

Во всех группах при подборе содержания обучающих занятий и совместной деятельности взрослых с детьми учитываются интересы и потребности детей конкретной группы, предложения родителей воспитанников, предложения социальных институтов детства.