Методическая копилка
« НазадСеминар-практикум 01.07.2014 11:41Формирование правильного произношения - сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, эти речевые органы состоят из мышц, следовательно, они поддаются тренировке, остальные – неподвижными. Главным органом артикуляции является язык. Язык богат мышцами, делающими его подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым. Губы представляют собой подвижное образование. Активно участвуют и обеспечивают артикуляцию звуков, которым соответствуют тот или иной уклад языка. С помощью изменения размера и формы, губы активно обеспечивают артикуляцию гласных звуков.Все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно(приложение №1) Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика. Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы уже будут подготовлены). Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о язычке(приложение №2 ).На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью карточек(приложение №3).Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения. Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений. Условием формирования качественной артикуляционной моторики является четкое и правильное выполнение артикуляционных упражнений включенных в ежедневную гимнастику по 7-10 минут. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой. Рука имеет самое большое « представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять, запоминать определённое положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем поможет овладеть ребёнку навыками письма. Пальчиковые игры – это веселое, увлекательное и полезное занятие. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.Они способны улучшить произношение многих звуков. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики.
Дети от года до трёх хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. С целью развития ручной моторики используются упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые» игры. Осенние листья Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальцы по очереди, начиная с большого. Будем листья собирать Сжимать и разжимать кулаки Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. Загибать пальчики, начиная с большого. Моя семьяЭтот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого. Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я. Вот и вся моя семья Энергично сжать руку в кулак несколько раз.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Стирка Мы белье стирали – (трем кулачек о кулачек) В речке полоскали – (движение ладонями вверх, вниз.) Выжали, развесили – (сжимаем, разглядываем кулачки) То-то стало весело (фонарики).
Засолка капусты
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз Мы морковку трем, Трем кулаком о кулак. Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующие посыпание солью Мы капусту жмем. Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки. Апельсин Мы делили апельсин. Много нас, А он один. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки. Эта долька - для ежа. Эта долька - для стрижа. Эта долька - для утят. Эта долька - для котят. Эта долька - для бобра По очереди загибают пальцы, начиная с большого. А для волка - кожура. Сжимают пальцы обеих рук в кулаки Он сердит на нас - беда; Разбегайтесь – Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки Кто куда!
Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности: конструирование из кубиков домиков, башен и т.д. (сначала по образцу, затем по памяти и произвольно); раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков); составление предметных разрезных картинок (сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4(первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти); выкладывание фигур из счётных палочек; работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей); обведение контуров предметных изображений и т.д. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами: выкладывание изображений из фасоли, бусин, бисера, захватывая их пальцами или пинцетом; сортировка их по цвету, форме; игры с прищепками; накручивание гайки на болт; шнуровки; нанизывание бусин или пуговиц; наматывание ниток; переливание жидкостей из одного сосуда в другой; работа с конструктором и пластилином и т.д. Гусёнок (Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог) Вот проснулся, встал гусенок, Пальцы щиплет он спросонок Дай, хозяйка, корма мне Раньше, чем моей родне. Горошки (Насыпаем горох на блюдце, большими и указательными пальцами, берем горошины одна за одной и удерживаем их в руке. После двустишия – смена рук). С блюдца я беру горошки Словно птица клювом крошки И полны мои ладошки Руки держат все горошки. Прогулка (Берем пластиковые крышки от бутылки и надеваем их, как обувь на указательные и средние пальцы. И «идем») Крышки пальчики обули Смело в них вперед шагнули И пошли по переулку На веселую прогулку Пальцы - словно балеринки, Но одетые в ботинки Каждый пальчик – будто ножка Только шаркает немножко. Утречко Утро настало, Солнышко встало. Ладони с растопыренными пальцами скрестить — Эй, братец Федя, Разбуди соседей! Сжать кулак правой руки. Большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения. — Вставай, Большак! Большой и указательный палец правой руки щелкают по большому пальцу левой руки. —Вставай, Указка! Щелчок по указательному пальцу. — Вставай, Середка! Щелчок по среднему пальцу. — Вставай, Сиротка! Щелчок по безымянному пальцу. И крошка Митрошка! Щелчок по мизинцу. Привет, Ладошка! Щелчок в центр ладони. Все потянулись И проснулись. Руки поднять вверх, потянуться, приподнявшись на носочки. Повторяя игру, можно поменять руки. Братцы Засиделись в избушке братцы. Левую или правую руку поднять. Ладонь выпрямить, пальцы сомкнуть. Захотел меньшой прогуляться. Отвести вбок мизинец и задержать его в таком положении на несколько секунд. Да скучно ему гулять одному Мизинец возвращается в исходную позицию. Зовет он братца вдвоем прогуляться. Вбок отвести прижатые друг к другу мизинец и безымянный палец. Задержать их в таком положении на несколько секунд. Да скучно им гулять двоим. Отведенные пальцы возвращаются в исходную позицию. Зовут братца втроем прогуляться. Вбок отвести прижатые друг к другу мизинец, безымянный и средний пальцы. Задержать в таком положении на несколько секунд. Грустно старшим сидеть в избе. Большой и указательный палец при произнесении каждого слова, кроме предлога в соединяются копчиками Зовут они братцев домой к себе. Все пальцы соединяются в щепоть.
Повторяя игру, движения выполняют пальцы другой руки. Когда все движения будут выполняться легко и привычно, можно поиграть двумя руками одновременно. Формированию правильного звукопроизношению способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые стоят в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слова. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги. Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из – за чего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков. Аппарат дикции значительно легче формируется в возрасте четырех – пяти лет, когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребенка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык. Работа по выработке дикции у детей старшего дошкольного возраста осуществляется с привлечением различных методов и приемов обучения детей в специально организованной и в свободной деятельности детей. Для совершенствования дикции используются чисто – и скороговорки. Чистоговорка – это ритмичный речевой материал, содержащий сложное сочетание звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Скороговорка – труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах. Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу – чу – цу – чу – чу, не ракете я лечу». Цель использования скороговорки – тренировка дикционного аппарата – определяет методику преподнесения её детям на занятиях. Новую скороговорку воспитатель произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает её несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Он может поставить перед детьми учебную задачу – послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться её запомнить, поучиться говорить её очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают её. Для повторения скороговорки педагог сначала вызывает детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом повторяет указание: говорить медленно и четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, небольшими подгруппами, а затем вновь отдельными детьми с самим воспитателем. На повторных занятиях со скороговорками или, если текст легкий и дети сразу им овладели, можно разнообразить задания: предложить произнести скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, можно менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям – подгруппами, например: Первая подгруппа: Расскажите про покупки! Вторая подгруппа: Про какие про покупки? Все вместе: Про покупки, про покупки, про покупочки мои! Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание. При повторении скороговорок детей следует периодически вызывать к воспитателю, чтобы остальные дети видели артикуляцию и мимику. Оценивая ответ, педагог должен указать на степень отчетливости произношения, иногда обратить внимание детей на правильность движений губ ребенка. При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух. Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
Приложение 4
Прохор и Пахом ехали верхом.
КомментарииКомментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |